Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5552
Title: Бетони та вироби для трамвайних колій підвищеної стійкості до динамічних, електричних і температурних впливів
Other Titles: Бетоны и изделия для трамвайных путей повышенной устойчивости к динамическим, электрическим и температурным воздействиям
Concretes and products for tram tracks with high resistance to dynamic, electrical and temperature impacts
Authors: Палант, Олена Валентинівна
Палант, Е. В.
Palant, O. V.
Keywords: трамвайна колія
поліуретан
бетон
вібрація
електричні впливи
тріщини
захист
трамвайный путь
полиуретан
бетон
вибрация
электрические воздействия
трещины
защита
tram track
polyurethane
concrete
vibration
electrical impacts
cracks
protection
Issue Date: 2019
Publisher: Український державний університет залізничного транспорту
Citation: Палант О. В. Бетони та вироби для трамвайних колій підвищеної стійкості до динамічних, електричних і температурних впливів : автореф. дис. ...канд. техн. наук : 05.23.05 – будівельні матеріали та вироби / Олена Валентинівна Палант ; Укр. держ. ун-т залізн. трансп. - Харків, 2019. - 27 с.
Abstract: UA: Дисертація присвячена удосконаленню матеріалів і деталей трамвайної колії для зниження вібрації, електричних впливів, температурних напружень в рейках і тріщиноутворення в бетоні. Виконано аналіз особливостей улаштування та експлуатації мережі трамвайних ліній, встановлені недоліки традиційних конструкцій трамвайної колії, серед яких вібрація та шум, електрокорозійні пошкодження, викиди рейок від температурних напружень, тріщиноутворення в бетоні підрейкових основ, сходи трамваїв з рейок тощо. Виконано теоретичні та експериментальні дослідження, в результаті яких встановлено: вплив струмів витоку та надлишкових електричних зарядів на конструкції трамвайних колій; високій здатності поліуретану гасити вібрацію сприяє електростатичне відштовхування між функціональними групами С=О з подвійними зв’язками уретанових груп, а високому електричному опору - висока електронегативність цих груп; заміна у важкому бетоні гранітного заповнювача кварцовим, а частини цементу – кварцовим наповнювачем обумовлює зниження коефіцієнта лінійного теплового розширення бетону, а наклеювання на шийку трамвайної рейки вкладишів із такого бетону – зниження температурних напружень в рейці, а також зниження віброшвидкості коливань підрейкової основи; залежність тріщиностійкості бетону в умовах динамічних впливів від коефіцієнтів розсунення зерен крупного  та дрібного  заповнювачів та водоцементного відношення. Результати досліджень впроваджено під час реконструкції трамвайних ліній м. Харкова, Дніпра, Києва. Економічний ефект складає 2317 тис. грн. та обумовлений збільшенням міжремонтного терміну, протягом якого колія зберігається у справному стані. RU: Диссертация посвящена совершенствованию материалов и деталей трамвайного пути для снижения вибрации, электрических воздействий, температурных напряжений в рельсах и трещинообразования в бетоне. Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, представлены научная гипотеза, новизна и практическая значимость полученных результатов. Приведены сведения об апробации основных результатов диссертации, количестве публикаций, структуре и объеме работы. В первом разделе в результате анализа особенностей устройства и эксплуатации трамвайных линий установлено, что традиционным конструкциям пути присущи недостатки, а именно: вибрация и шум, электрокоррозионные повреждения, выбросы рельсов от температурных напряжений, трещинообразования в бетоне подрельсовых оснований, сходы трамваев с рельсов. В результате теоретических исследований развиты представления о влиянии токов утечки и избыточных электрических зарядов антропогенного и природного происхождения на конструкции трамвайных путей. Представлен аналитический обзор конструктивных решений и материалов для снижения вибрации, шума и электрических воздействий от трамвайного пути. Во втором разделе приведены характеристики основных материалов и методов исследований. Физико-механические свойства бетона определяли стандартными методами. Для исследования адгезионных свойств полимеров, параметров вибрации конструкций и электрического сопротивления материалов и изделий трамвайного пути, трещиностойкости бетона в условиях динамических воздействий разработаны оригинальные методики исследований. В третьем разделе выполнены теоретические исследования по разработке способов защиты от вибрационных и электрических воздействий от трамвайных путей, снижения температурных напряжений и предотвращения трещинообразования в них. Установлено, что высокой способности полиуретана поглощать вибрацию способствует латеральное электростатическое отталкивание между функциональными группами С=О с двойными связями уретановых групп, а высокому электрическому сопротивлению – высокая электроотрицательность этих групп. Установлено, что замена в тяжелом бетоне гранитного заполнителя кварцевым, а части цемента  кварцевым наполнителем обусловливает снижение коэффициента линейного теплового расширения бетона, а наклеивания на шейку трамвайного рельса вкладышей из такого бетона  снижение температурных напряжений в рельсе. В четвертом разделе представлены результаты экспериментальных исследований по подтверждению гипотез и разработке способов защиты от вибрационных и электрических воздействий от трамвайных путей, снижение температурных напряжений и предотвращения трещинообразования в них. В результате исследований установлено: зависимость трещиностойкости бетона в условиях динамических воздействий от коэффициентов раздвижки зерен крупного  и мелкого  заполнителей и водоцементного отношения; обеспечение полиуретановыми мастиками снижения виброскорости колебаний плиты подрельсового основания и увеличение электрического сопротивления между рельсом и плитой. В пятом разделе представлены данные о внедрении результатов исследований при реконструкции трамвайных линий г. Харькова, Днепра, Киева. Экономический эффект составляет 2317 тыс. грн. и обусловлен увеличением межремонтного срока, в течение которого путь сохраняется в исправном состоянии и т.п. EN: The dissertation considers the improvement of materials and parts of the tram track to reduce vibration, electrical impacts, temperature stresses in rails and crack formation in concrete. The specific features of arrangement and operation of the tramway lines were analyzed and disadvantages of conventional tram track structure were identified, including vibration and noise, electric corrosion damages, thermal rail stressing, crack formation in concrete rail seats, derailment of trams, etc. Theoretical and experimental studies were conducted which allowed to identify the influence of leakage currents and excess electric charges on the tram track structure; high vibration damping capacity of polyurethane is promoted by electrostatic repulsion between C=O functional groups with double bonds of the urethane groups, while high electrical resistance is facilitated by high electronegativity of these groups; in heavy concrete, substitution of crushed granite with quartz aggregate, and partial substitution of cement with quartz aggregate results in reduction of the linear temperature expansion coefficient of concrete; also, gluing of liners made of such concrete on the tram rail web reduces thermal stresses in the rails and decreases vibration velocity of the rail seat; and dependence of crack resistance of concrete under dynamic impacts from the coefficients of displacement of coarse  and fine  aggregate grains and water-cement ratio. The results of the study were implemented during the reconstruction of the tram lines in Kharkiv, Dnipro, Kyiv. The economic effect of UAH 2,317,000 is determined by a prolongation of the period between repairs during which the track is maintained in proper condition.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5552
Appears in Collections:2019

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_palant.pdf1.57 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.