Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5722
Title: Удосконалення методів визначення плати операторів перевезень за доступ до мережі залізниць
Other Titles: Совершенствование методов определения платы операторов перевозок за доступ к сети железных дорог
Improvement of methods of rate formation of access to railway network
Authors: Васильєв, Олег Леонідович
Васильев, О. Л.
Vasiliev, O. L.
Keywords: нитка графіка
оператор перевезень
витрати
плата
залізнична мережа
інфраструктура залізниць
нитка графика
оператор перевозок
затраты
плата
железнодорожная сеть
инфраструктура железных дорог
string of schedule
operator of transportation
expenses
rate
railway network
railway infrastructure
Issue Date: 2008
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Васильєв О. Л. Удосконалення методів визначення плати операторів перевезень за доступ до мережі залізниць : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04 – економіка і управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Олег Леонідович Васильєв ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2008. - 20 с.
Abstract: UA: Дисертація присвячена дослідженню методичних підходів до визначення розміру плати операторів перевезень за нитку графіка. Досліджено основні напрями реформування залізничних систем в провідних країнах світу та виконано аналіз існуючих методів визначення плати операторів перевезень за доступ до мережі залізниць. Досліджено сутність інфраструктури, її характерні ознаки, форми прояву, принципи побудови та розвитку. Визначено основні та інфраструктурні елементи залізниць, з яких виділено елементи, пов'язані з наданням ниток графіка. Розроблено метод визначення витрат з надання ниток графіка руху поїздів з урахуванням впливу основних експлуатаційних чинників та запропоновано методичні підходи до визначення плати за надання такої послуги. RU: Диссертация посвящена исследованию методических подходов к определению размера платы операторов перевозок за нитку графика. В работе исследованы основные направления реформирования железнодорожных систем в странах Европы, Азии, Северной Америки и сделан взвод о целесообразности сохранения сети украинских железных дорог в собственности государства и создании конкурентной среды на железнодорожном транспорте путем привлечения независимых операторов перевозок. Проведен анализ существующих подходов к определению платы операторов перевозок за доступ к сети железных дорог, который показал, что необходимость их усовершенствования вызвана недостаточным учетом совокупного влияния основных эксплуатационных факторов на размер платы за нитку графика движения поездов; недостаточной обоснованностью утверждения, что с выделением нитки графика связаны только объекты железнодорожной инфраструктуры, а также отсутствием четкого критерия отнесения отдельных элементов железных дорог к основным или инфраструктурным. Обобщение существующих определений понятия «инфраструктура» позволило сделать вывод, что в каждой отдельно взятой системе, которая создана человеком, к инфраструктуре следует относить те подсистемы и элементы, которые выполняют вспомогательные и обслуживающие функции. Исследование основных признаков инфраструктуры позволило сделать вывод, что инфраструктурные процессы не входят в состав основных технологических процессов, а лишь способствуют их осуществлению; инфраструктурные элементы образуются при условии, что расходы на их функционирование перекрываются дополнительными результатами от осуществления основных процессов, повышая общую эффективность системы; протекание основных процессов может быть обеспечено разными по видам и способам осуществления инфраструктурными процессами. Исследованы формы проявления инфраструктурных элементов в зависимости от иерархического уровня и степени прогрессивности системы, в которую они входят. Исследованы особенности развития инфраструктуры как совокупности вспомогательных элементов жизнедеятельности людей под действием основных законов диалектики. Получило дальнейшее развитие научное представление о построении инфраструктурных подсистем в любой отдельно взятой системе жизнеобеспечения человека, в соответствии с которым в их состав входят как основные, так и инфраструктурные подсистемы и элементы более низкого порядка. Определено, что критерием отнесения отдельных элементов железнодорожного транспорта к основным или инфраструктурным является характер их участия в процессе перевозок. К основным отнесены те элементы, которые непосредственно связаны с перевозкой грузов и пассажиров, в состав инфраструктуры железных дорог включены элементы, которые непосредственно не принимают участие в основном процессе и выполняют по отношению к нему вспомогательные и обслуживающие функции. Сделан вывод, что с предоставлением ниток графика движения поездов связаны основные и инфраструктурные элементы железных дорог, которые обеспечивают пропуск поездов по станциям и участкам. Разработаны методические подходы к определению расходов на предоставление ниток графика движения поездов с учетом совокупного влияния на расходы таких эксплуатационных факторов, как категория поезда, его вес брутто и скорость движения, нагрузка на ось подвижного состава, тип верхнего строения и профиль пути, техническая оснащенность железнодорожной линии, уровень использования пропускной способности. Общая сумма расходов, связанных с предоставлением ниток графика оператору перевозок, является нижней границей ее стоимости и в связи с этим может служить основанием для определении платы за доступ. Предложены методические подходы к определению размера платы операторов перевозок за доступ к сети железных дорог, которые предусматривают определение верхней границы платы исходя из нормы рентабельности, размер которой будет устанавливаться по согласованию с государственными контролирующими органами, и договорного размера платы, который предусматривает распределение общей суммы прибыли от осуществления перевозки по железной дороге между оператором перевозок и предприятием, которое предоставляет доступ к сети железных дорог, пропорционально части их расходов в общих расходах на перевозку. Разработан программный продукт для определения затрат на предоставление ниток графика для прохождения грузовых, пассажирских и пригородных поездов на участках железной дороги и размера платы за данную услугу. Проведены соответствующие расчеты для полигона одной из железных дорог Украины. EN: The dissertation is devoted to research of methodical approaches to definition of payment rate for operators for string of schedule. The dissertation considers the main directions of railway systems reformation in leading countries and the analyses of existing methods of rate formation of access to railway network is done. Essence of infrastructure, its characteristic features, forms of reveal, principles of formation and development are considered. Main and infrastructure elements of railways elements connected with providing strings of schedule are defined. Methods of rate calculation of expenses for providing the strings of schedule taking into account main exploitation factors are developed and methodical approaches to formation of payment for providing the string of schedule are proposed.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5722
Appears in Collections:2008

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Vasiliev.pdf489.02 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.