Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5731
Title: Удосконалення ціноутворення на вантажні залізничні перевезення на основі логістичного підходу
Other Titles: Совершенствование ценообразования на грузовые железнодорожные перевозки на основе логистического подхода
Improvement of the price formation for railway of freight transportation on the basis of logistic approach
Authors: Волохов, Володимир Анатолійович
Волохов, В. А.
Volokhov, V. A.
Keywords: вантажні залізничні тарифи
логістичний підхід
фактори ринкового середовища
доходна ставка
економетричі моделі
номограми
грузовые железнодорожные тарифы
логистический подход
факторы рыночной среды
доходная ставка
эконометрические модели
номограммы
railway freight rates
logistical approach
factors of market environment
profitable rate
econometric models
nomogrames
Issue Date: 2008
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Волохов В. А. Удосконалення ціноутворення на вантажні залізничні перевезення на основі логістичного підходу : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04. – економіка і управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Володимир Анатолійович Волохов ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2008. - 22 с.
Abstract: UA: Дисертаційна робота присвячена теоретичному і методичному обґрунтуванню концепції побудови залізничних тарифів на перевезення вантажів в Україні в умовах конкурентного середовища й інтеграції в загальноєвропейську транспортну систему, а також розробці методичних підходів формування удосконаленої системи тарифоутворення шляхом задоволення комерційних інтересів вантажовласників і забезпечення необхідного рівня рентабельності залізниць. У роботі виявлені недоліки існуючої системи тарифоутворення на вантажні залізничні перевезення та обґрунтовано необхідність удосконалення методичних підходів до ціноутворення у сфері вантажних залізничних перевезень. З цією метою переглянуті і уточнені принципи побудови вантажних залізничних тарифів. Розроблено оптимізаційні моделі побудови тарифів на вантажні залізничні перевезення з урахуванням факторів ринкового середовища, які дозволяють досягти оптимальності середньої дохідної ставки через урахування функцій попиту і пропозиції на ринку транспортних послуг. RU: Диссертационная работа посвящена теоретическому и методическому обоснованию концепции построения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины в условиях рыночной экономики и интеграции в общеевропейскую транспортную сеть, а также разработке методических подходов формирования усовершенствованной системы ценообразования на основе учета факторов рыночной среды. Рассмотрена роль ценообразования на грузовые железнодорожные перевозки и его влияние на формирование цен в отраслях народного хозяйства. Раскрыты проблемы формирования тарифов на перевозку грузов в условиях рыночной среды и сделан вывод о том, что в современных условиях хозяйствования действующая система построения тарифов на грузовые перевозки базируется на затратных принципах, которые были эффективными в период административно-командной экономики и не обеспечивают привлечение дополнительных грузопотоков. Работа железнодорожного транспорта требует перехода на гибкую систему тарифообразования, предусматривающую необходимость применения логистического подхода при оптимизации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Такой подход позволит учесть факторы рыночной среды, сбалансировать интересы железных дорог и грузоотправителей, которые на транспортном рынке выражаются в формировании равновесной цены. В процессе исследования выявлено, что на современном этапе развития экономики сфера транспортных услуг активно развивается и регулируется не только при помощи государственных инструментов, но и благодаря широкому применению рыночных механизмов. Рыночные отношения потребовали изменений и в тарифной политике, проводимой на железнодорожном транспорте. С этой целью пересмотрены и уточнены принципы построения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Тарифы должны способствовать повышению эффективности национальной экономики, а их формирование базироваться на основе рыночных и оптимизационных моделей ценообразования. В условиях рыночных отношений необходимость ускорения доставки грузов требует активного внедрения в перевозочный процесс современных технологий и новых управленческих решений. Цена продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, в значительной степени зависит от уровня транспортных тарифов. Поэтому спрос на конечную продукцию в пункте потребления при перевозке монопольным видом транспорта, которым является железнодорожный транспорт, существенно зависит от уровня транспортных тарифов. Применение логистического подхода позволило усовершенствовать методику определения тарифных ставок на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Разработка оптимизационных моделей осуществлялась с учетом влияния на величину средней доходной ставки таких факторов как род груза, сезонные колебания, инфляция, объемы и дальность перевозки. Для нахождения оптимальных тарифных ставок использовались модели спроса и предложения, на основании которых были установлены равновесные объемы перевозок грузов при сбалансированной доходной ставке, в равной степени учитывающей интересы как потребителей транспортных услуг, так и непосредственно перевозчика. Оптимизация тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом проводилась в три этапа. Для определения оптимальных тарифов был выполнен анализ оценки себестоимости в структуре прогнозируемой по модели средней доходной ставки на перевозку различных родов грузов. При помощи построенных трендовых и факторных моделей выделена постоянная базовая составляющая средней доходной ставки, которая интерпретировалась как оценка себестоимости перевозки. Корректировку базовой средней доходной ставки предложено производить при помощи номограмм, которые дают возможность не только определить оптимальные границы средней доходной ставки, но и выбрать из возможного перечня заказов на перевозку грузов наиболее выгодные условия с учетом себестоимости перевозок, потенциального спроса на грузовые перевозки, а также в зависимости от объема и дальности перевозки, уровня инфляции, месяца года, сезонности. Оптимальность средней доходной ставки достигнута вследствие учета функций спроса и функций предложения на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Разработанные формализованные математические модели позволят установить оптимальное значение средней доходной ставки с учетом влияния факторов рыночной среды. Применение усовершенствованной методики определения оптимальных тарифов на грузовые перевозки, основанной на логистических принципах, возможно при установлении тарифов как во внутригосударственном, так и в международном сообщении. EN: The dissertation is devoted to the theoretical and methodical substantiation of the principles of freight rates formation in Ukraine in conditions of competitive environment and integration in the all – European transport system. The dissertation also considers the development of methods and principles for freight rates formation improvement taking into account the commercial interests of the cargo owners and the maintenance of the required level of railroad profitability. The weak points of the freight rates formation in the railway transportation system are revealed and the necessity to improve the methodical approach to this problem is proved. The principles of freight rates formation are reconsidered and specified. Optimization models of freight rates formation are developed with consideration for market environment factors. The models will make it possible to achieve the optimality of the average profitable rate taking into account the functions of supply and demand in the transport services market.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5731
Appears in Collections:2008

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Volokhov.pdf179.46 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.