Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5849
Title: Теоретико-методичні аспекти управління конкурентоспроможністю підприємств залізничного транспорту
Other Titles: Теоретико-методические аспекты управления конкурентоспособностью предприятий железнодорожного транспорта
Theoretical and methodological aspects of the competitiveness management of railway transport enterprises
Authors: Калініченко, Олег Ігорович
Калиниченко, О.И.
Kalіnіchenko, O.І.
Keywords: конкуренція
конкурентоспроможність
транспортний потенціал
транспортний процес
транспортна послуга
управління конкурентоспроможністю
конкурентна стратегія
конкурентна перевага
конкуренция
конкурентоспособность
транспортный потенциал
транспортный процесс
транспортная услуга
управление конкурентоспособностью
конкурентная стратегия
конкурентное преимущество
competition
competitiveness
transport capacity
transport process
transport services
competitiveness management
competitive strategy
competitive advantage
Issue Date: 2012
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Калініченко О. І. Теоретико-методичні аспекти управління конкурентоспроможністю підприємств залізничного транспорту : автореф. дис. ...канд. екон. наук : 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Олег Ігорович Калініченко ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2012. - 22 с.
Abstract: UA: Дисертацію присвячено удосконаленню теоретичних положень та розробці практичних рекомендацій управління конкурентоспроможністю підприємств залізничного транспорту в умовах посилення конкуренції на внутрішньому та зовнішньому ринках перевезень. Розкрито змістовне наповнення конкуренції на транспортному ринку та сутність категорії «конкурентоспроможність підприємств залізничного транспорту». Удосконалено систему факторів забезпечення конкурентоспроможності транспортних послуг підприємств залізничного транспорту. Сформовано теоретичні положення системи управління конкурентоспроможністю підприємств залізничного транспорту, уточнено об’єкти та суб’єкти управління, розкрито його рівні. Удосконалено методичні положення та показники оцінки рівня конкурентоспроможності підприємств залізничного транспорту. Обґрунтовано сутність, структуру та роль транспортного потенціалу підприємств залізничного транспорту. Запропоновано концептуальні засади формування та функціонування виробничо-логістично-транспортної мережі України. RU: Диссертация посвящена совершенствованию теоретических положений и разработке практических рекомендаций управления конкурентоспособностью предприятий железнодорожного транспорта (ПЖТ) в условиях усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках перевозок. Конкуренция на транспортном рынке Украины имеет двоякую сущность. С одной стороны, это борьба, победа в которой достигается в результате определенных действий каждого участника транспортного рынка. Кроме того, это борьба, где выигрыш является результатом сотрудничества нескольких участников, эффект от взаимодействия которых является синергетическим, а результат комплексным. Обобщение теоретических подходов к определению сущности и содержания категории «конкурентоспособность предприятия» позволило обосновать необходимость уточнения ее относительно ПЖТ. Доказано, что в основе обеспечения конкурентоспособности ПЖТ находятся две составляющие: предоставление конкурентоспособных транспортных услуг и реализация производственных основных, сопутствующих и управленческих процессов. Конкурентоспособность ПЖТ обусловливается влиянием факторов. Согласно системному подходу разработана система факторов конкурентоспособности ПЖТ, которая дополнена классификационными признаками: вид процессов обеспечения конкурентоспособности и этап реализации транспортной услуги. Обосновано сущность, структуру и роль транспортного потенциала предприятий железнодорожного транспорта. Транспортный потенциал - это совокупность производственных ресурсов и возможностей ПЖТ, которые, при условии необходимого логистического и информационного обеспечения, позволяют обеспечить качественное выполнение основной функции - грузов и пассажиров на принципах интермодальности, интероперабельности и скорости. Место транспортного потенциала в структуре конкурентного потенциала ПЖТ определяется исходя из участия в процессах обеспечения роста транзитных грузопотоков. Транзитный потенциал транспорной системи включает потенциалы отечественной сети международных транспортных коридоров, территории тяготения и управленческий потенциал государственных и отраслевых органов власти. Конкурентоспособность ПЖТ отражается на возможности формирования в Украине единой производственно-логистически-транспортной сети (ПЛТС). Ключевыми блоками ПЛТС являются производственный и транспортный. Логистический блок рассматривается как объединяющий. Особенности функционирования ПЛТС объясняются тем, что она является единством взаимодействующих субъектов, объединившихся для достижения определенных целей, среди которых повышение ценности участников и их продукции или услуг за счет интеграции ключевых компетенций. Основными принципами функционирования ПЛТС определены: 1) принцип ориентации на потребителя; 2) принцип постоянного совершенствования; 3) принцип адекватности; 4) принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности сети; 5) принцип фокусирующей концентрации действия; 6) принцип организационной динамичности. Взаимодействие участников ПЛТС определяется эффективностью системы интегрированного управления группой предприятий. Согласование интересов участников требует определения пространства взаимодействия, основными инструментами которого является единая информационная система и система документооборота. Доказано, что в основе управленческих решений по поводу мероприятий обеспечения конкурентоспособности ПЖТ находится распределение факторов по приоритетности воздействия. Применение теории графов и метода экспертных оценок позволило получить следующие выводы: 1) для грузовых перевозок актуальной проблемой является оперативность обслуживания, соответствие характеристик транспортной услуги потребностям потребителей и возможность беспрепятственного осуществления перевозок; 2) основные требования к сопутствующим процессам при обслуживании и обеспечении транспортной услуги, которые должны кардинальным образом повлиять на конкурентоспособность транспортной услуги ПЖТ, - это уровень использования логистических технологий, развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение международных стандартов качества продукции, услуг и процессов, сопровождающееся необходимым уровнем материально-технического обеспечения производства. Определяя сложность процессов управления конкурентоспособностью, правомерно говорить о его системе, составляющими которой являются уровни, цели, субъекты и объекты. Уровнями управления определены стратегический, тактический и оперативный, что обусловливает сложность субъекта управления. Объектом управления конкурентоспособностью предприятия являются процессы, имеющие место во внутренней среде предприятия. Усовершенствованы методические положения и показатели оценки уровня конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта, которые характеризуют реализацию производственных основных, сопутствующих и управленческих процессов. EN: Thesis is devoted to the development of theoretical concepts and practical recommendations of competitiveness management of railway transport enterprises in conditions of increased competition in domestic and foreign transportation markets. Substantive content of competition in transport market and nature of the category of "competitiveness of railway transport enterprises" are exposed. Competitiveness factors system of transport services furnished by railway transport enterprises is improved. Theoretical principles of competitiveness management of railway transport enterprises are formed, management objects and subjects as well as its levels are specified. Methodological principles and performance evaluation of the competitiveness of railway transport enterprises are improved. Nature, structure and role of the transport capacity of railway transport enterprises are substantiated. A conceptual basis for the formation and operation of industrial, logistic and transport system of Ukraine is offered.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5849
Appears in Collections:2012

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref _Kalіnіchenko.pdf673.76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.