Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5876
Title: Управління розвитком підприємств залізничного транспорту на інтелектуальних засадах
Other Titles: Управление развитием предприятий железнодорожного транспорта на интеллектуальных основах
Development management of the railway transport enterprises on intellectual bases
Authors: Плугіна, Юлія Андріївна
Плугина, Ю. А.
Plygina, J. A.
Keywords: розвиток
управління
інтелектуальний капітал
організаційно-економічний механізм
кризова ситуація
стратегія
підприємства залізничного транспорту
развитие
управление
интеллектуальный капитал
организационно-экономических механизм
кризисная ситуация
стратегия
предприятия железнодорожного транспорта
development
management
the intellectual capital
organizational-economic mechanism
crisis situation
strategy
railway transport enterprises
Issue Date: 2012
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Плугіна Ю. А. Управління розвитком підприємств залізничного транспорту на інтелектуальних засадах : автореф. дис. ...канд. екон. наук : 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Юлія Андріївна Плугіна ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2012. - 24 с.
Abstract: UA: Дисертаційна робота присвячена актуальним проблемам управління розвитком підприємств залізничного транспорту на основі управління інтелектуальним капіталом в якості головного фактора досягнення визначених цілей розвитку. У роботі обґрунтовано теоретичні засади управління розвитком, а саме визначено сутність, причини та наслідки виникнення кризових ситуацій на ПЗТ; уточнено сутність, цілі, види, особливості розвитку ПЗТ; досліджено сутність інтелектуального потенціалу та інтелектуального капіталу ПЗТ. Запропоновано концептуальний підхід до управління розвитком на інтелектуальних засадах. Розглянуто сутність та механізм управління розвитком ПЗТ. Розроблено методичний підхід оцінки загального рівня розвитку ПЗТ за складовими економічного, інноваційного та техніко-технологічного, організаційного, соціального та екологічного рівнів розвитку, що дозволяє обирати певну стратегію управління інтелектуальним капіталом на основі сформованої матриці та моделі вибору. Обрані та окреслені оптимальні стратегії управління інтелектуальним капіталом ПЗТ. Запропоновано методичний підхід до оцінки ефекту стратегії розвитку ПЗТ на основі формування та використання інтелектуального капіталу, що включає оцінку економічного, соціального, організаційного та екологічного ефекту. Рівень реалізації стратегії пропонується визначати за допомогою динамічного нормативу, який удосконалений за рахунок включення показника інтелектуального розвитку, що висвітлює роль інтелектуального капіталу в досягненні ефективності функціонування підприємств залізничного транспорту. RU: Диссертация посвящена актуальным проблемам управления развитием предприятий железнодорожного транспорта. В работе предложены теоретические основы управления развитием, а именно определены сущность, причины и последствия возникновения кризисных ситуаций на предприятиях железнодорожного транспорта; уточнены сущность, цели, виды, особенности развития предприятий железнодорожного транспорта; исследована сущность интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала предприятий. Кризисная ситуация на предприятии железнодорожного транспорта определена как переломный момент в его функционировании, потеря способности предприятия адаптироваться к темпам и силе воздействия экзо- и эндогенных факторов, что влечет негативные последствия различного характера (экономического, финансового, социального, организационного, управленческого и др.) не только в пределах самого предприятия и транспортной отрасли, но и социально-экономической системы страны. Предлагается развитие предприятий железнодорожного транспорта рассматривать как качественные преобразования в их деятельности за счет изменений количественных и структурных характеристик технико-технологических, организационно-коммуникационных, финансово-экономических ресурсов предприятия на основе эффективного использования интеллектуально-кадровых ресурсов и информационных технологий. Разработан концептуальный подход к управлению развитием на интеллектуальных основах, основанный на более полном и эффективном использовании интеллектуального капитала предприятия в качестве главного фактора достижения определенных целей развития, что позволило сформулировать его определение, раскрыть сущность составляющих, определить особенности. Управление развитием предприятий железнодорожного транспорта на интеллектуальных основах определено как процесс постоянной разработки и реализации управленческих решений стратегического и тактического характера, направленных на достижение желаемого состояния предприятий в соответствии с целями развития на основе эффективного управления интеллектуальным капиталом. Разработан организационно-экономический механизм, посредством которого реализуется система управления развитием предприятия. Определены его подсистемы. Составляющими механизма управления развитием определены блок законодательно-нормативного обеспечения, блок институционального обеспечения, блок стимулирования управления развитием, блок общественного регулирования; рассмотрены цели составляющих. Конечным этапом разработки системы управления развитием предприятий железнодорожного транспорта является разработка стратегии развития на основе формирования и использования интеллектуального капитала, эффективность которой, в свою очередь, зависит от качества исходной информации – анализа внешней и внутренней среды. Предложен методический подход к определению общего уровня развития предприятий железнодорожного транспорта. Методика оценки общего уровня развития предприятий железнодорожного транспорта имеет комплексный характер, включает оценку следующих интегральных показателей: экономического, технико-технологического и инновационного, социального, организационного и экологического уровней развития. EN: The thesis is devoted to actual problems of development management of the railway transport enterprises on the basis of intellectual capital management as the key to achieving specific development goals. The theoretical bases of development management are proved in work, namely: the nature, causes and consequences of occurrence of crisis situations on railway transport enterprises are defined; it is specified essence, the goals, kinds, features of development of railway transport enterprises; the essence of intellectual potential and intellectual capital of railway transport enterprises is investigated. The conceptual approach of development management on the intellectual basis is offered. The essence and the mechanism of development management of railway transport enterprises are considered. The methodical approach of an estimation of general level of development of railway transport enterprises is developed, which including next components: economic, innovative and technical-technological, organizational, social and ecological levels of development, that allows to choose certain strategy of management by the intellectual capital on the basis of the generated matrix and choice model. Optimum strategy of management by the intellectual capital of railway transport enterprises are selected and planned. The methodical approach to an estimation of effect of development strategy of railway transport enterprises on the basis of formation and use of the intellectual capital, including an estimation of economic, social, organizational and ecological effect is offered. Level of realization of strategy is offered to be defined by means of the dynamic specification, improved at the expense of inclusion of an indicator of the intellectual development, highlighting a role of the intellectual capital in achievement of efficiency of functioning of the railway transport enterprises.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5876
Appears in Collections:2012

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Plygina J.A..pdf980.23 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.