Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5911
Title: Оцінка ефективності інвестиційних проектів на залізничному транспорті в умовах невизначеності і ризиків
Other Titles: Оценка эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в условиях неопределенности и рисков
Appreciation of efficiency of investment projects on a railway transportation in conditions of vagueness and risks
Authors: Гненний, Олег Миколайович
Гненный, О. Н.
Gnennyj, O. N.
Keywords: інвестиції
ефективність інвестицій
інтегральний ефект
невизначеність
ризик
метод статистичних випробувань (Монте-Карло)
багатокутний (трикутний) закон розподілу
инвестиции
эффективность инвестиций
интегральный эффект
неопределенность
риск
метод статистических испытаний (Монте- Карло)
многоугольный (треугольный) закон распределения
investments
efficiency of investments
integrated effect
vagueness
risk
method of statistical tests (Monte Carlo)
polygonal (triangular) distributive law
Issue Date: 2004
Publisher: Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
Citation: Гненний О. М. Оцінка ефективності інвестиційних проектів на залізничному транспорті в умовах невизначеності і ризиків : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.07.04 - економіка транспорту і зв'язку / Олег Миколайович Гненний ; Укр. держ. акад. залізн. трансп.- Харків, 2004. - 23 с.
Abstract: UA: Дисертація присвячена теоретичному обґрунтуванню і розробці комплексної процедури оцінки економічної ефективності інвестицій, що враховує фактор часу, невизначеність і ризики. Базовим підходом до оцінки ефективності інвестицій в умовах невизначеності є метод очікуваної ефективності. Пропонується визначати показники очікуваної ефективності за допомогою моделювання інтегрального ефекту проекту з застосуванням методу Монте-Карло. Обґрунтовано застосування багатокутного (зокрема, трикутного) закону розподілу для опису випадкових факторів моделі інтегрального ефекту. Удосконалено методи визначення детермінованої норми дисконту в умовах України. Побудовано модель інтегрального ефекту для Програми розвитку рейкового рухомого складу. Виявлені і досліджені взаємозв'язки між факторами і тенденції зміни показників моделі. Виконано прогноз параметрів законів розподілу факторів. Визначено очікувану ефективність інвестицій у Програму розвитку рейкового рухомого складу в частині вантажних перевезень. RU: Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и разработке комплексной процедуры оценки экономической эффективности инвестиций, учитывающей фактор времени, неопределенность и риски, которая позволит снизить влияние субъективных факторов на принятие инвестиционных решений. На основе анализа истории научного изучения предмета и обобщения современных научных представлений о принципах, критериях и показателях оценки эффективности инвестиций, методах учета влияния на эффективность фактора времени, инфляционных процессов, неопределенности и рисков выявлено, что в условиях рыночной экономики неопределенность и риски учитываются при помощи методов, значительно отличающихся друг от друга по степени использования математического аппарата, требованиям к исходным данным, уровню субъективности и точности результатов. Наиболее точное представление об эффективности инвестиций в условиях неопределенности позволяют получить показатели ожидаемой эффективности, в частности в условиях стохастической неопределенности. В настоящей работе данный подход реализован на железнодорожном транспорте. В рамках метода ожидаемой эффективности наиболее предпочтительным является определение данного показателя как математического ожидания по всему множеству возможных сценариев реализации инвестиционного проекта. Открытым остается вопрос об определении вероятностей сценариев. На наш взгляд, прямое определение вероятностей адекватно может быть заменено моделированием случайной величины "чистый дисконтированный доход проекта" с помощью метода Монте-Карло (статистических испытаний). В работе разработан алгоритм построения модели показателя ожидаемой эффективности и выполнения процедуры статистических испытаний. Указанная факторная модель предполагает подразделение показателей на случайные (независимые и зависимые) и детерминированные (зависимые функционально и константы). Обосновано использование для задания случайных показателей модели многоугольного, в частности, треугольного, закона распределения. Разработаны соответствующие расчетные формулы и алгоритмы. Содержатся общие принципы построения моделей интегрального эффекта. При определении ожидаемой эффективности, дисконтирование выполняется с использованием детерминированной нормы дисконта, которая не учитывает премию за риск. Предлагается основанный на методах статистики подход к определению безрисковой нормы дохода и детерминированной нормы дисконта в условиях Украины. Безрисковая норма дохода определяется на основе анализа ретроспективных данных о доходности депозитов. При этом, с помощью предложенного в работе алгоритма, обеспечивается сопоставимость данных во времени. В детерминированную норму дисконта, помимо безрисковой, включается премия за низкую ликвидность. Разработана факторная модель интегрального эффекта инвестиций в Программу развития рельсового подвижного состава железных дорог Украины. Модель включает 132 показателя, в том числе 12 независимых случайных фактора, 4 зависимых стохастически, 94 функционально зависимых показателей и 22 факторов – констант. С применением методов корреляционно- регрессионного анализа выявлены взаимосвязи между факторами модели, в том числе зависимости параметров законов распределения стохастически зависимых факторов от результатов испытания независимых. Прогноз параметров законов распределения случайных факторов и значений факторов- констант выполнен как на основе построения уравнений трендов, так и на основе регрессионных зависимостей между факторами. В том числе, построены уравнение линейной регрессионной зависимости объема отправления грузов железнодорожным транспортом Украины от ВВП в сопоставимых ценах и уравнение тренда (гиперболическая зависимость) средней дальности перевозок. Произведена процедура статистических испытаний, которая позволила задать выборки интегральных эффектов для коммерческой (с позиций железнодорожного транспорта) и общественной эффективности инвестиций Программы развития рельсового подвижного состава. На основе анализа эмпирических законов распределения выборок определены доверительные интервалы математических ожиданий. В качестве показателей ожидаемой эффективности рекомендуется принимать нижние границы доверительных интервалов. Исследования показали, что инвестиции Программы развития рельсового подвижного состава обеспечивают достаточную абсолютную эффективность. В целом можно заключить, что разработанные в исследовании теоретические и практические процедуры полностью охватывают процесс оценки экономической эффективности инвестиционного проекта в условиях стохастической неопределенности и риска. Их применение позволяет принимать управленческие решения о целесообразности реализации инвестиционного проекта как на транспорте, так и в других отраслях экономики. EN : The dissertation is devoted to a theoretical ground and the elaboration of complex procedure of appreciation of economic efficiency of investments taking into consideration the time factor, vagueness and risks. The method of expected efficiency is the base approach to appreciation of efficiency of investments in conditions of vagueness. It is proposed to determine indexis of expected efficiency with the help of modelling integrated effect of the project with employment of Monte Carlo method. Employment of polygonal (triangular, in particular) distributive law for the description of variate factors of integrated effect model has been substantiated. Methods of determination of the determined norm of discount in conditions of Ukraine have been improved. Model of integrated effect for the Program of the rail rolling stock development has been constructed. Interconnections between factors and model change indexes tendencies have been revealed and investigated. Prediction of parameters of distributive law of factors has been made. Expected efficiency of investments into the Program of the rail rolling stock development in the field of freight transportation has been determined.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/5911
Appears in Collections:2004

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Gnennyj.pdf503.03 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.