Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6013
Title: Формування стратегії розвитку автотранспортних підприємств
Other Titles: Формирование стратегии развития автотранспортных предприятий
The formation of strategy of the development of motor transportation enterprises
Authors: Левченко, Ольга Павлівна
Левченко, О. П.
Levchenko, O. P.
Keywords: стратегія
розвиток
автотранспортне підприємство
господарський портфель
стратегічна зона господарювання
стратегічна одиниця бізнесу
стратегия
развитие
автотранспортное предприятие
хозяйственный портфель
стратегическая зона хозяйствования
стратегическая единица бизнеса
strategy
development
freight transport enterprise
economic portfolio
strategic zone of managing
strategic unit of business
Issue Date: 2005
Publisher: Харківський національний автомобільно - дорожній університет
Citation: Левченко О. П. Формування стратегії розвитку автотранспортних підприємств : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.06.01 - економіка, організація і управління підприємствами / Ольга Павлівна Левченко ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2005. - 21 с.
Abstract: UA: Дисертаційна робота присвячена дослідженню теоретичних та методи чних задач формування стратегії розвитку автотранспортних підприємств. У дисертаційній роботі визначено та розкрито сутність понять “стратегія розвитку АТП”, “господарський портфель АТП”, “стратегічна зона господарювання АТП” з урахуванням специфіки розвитку автотранспортних підприємств в ринкових умовах; обґрунтовано склад, назву та с утність стратегій за рівнями прийняття стратегічних рішень АТП; розроблено процес розробки та моделювання стратегії розвитку, що передбачає послідовний вибір усього комплексу стратегій та містить стратегічний аналіз, який пропонується здійснювати на двох рівнях: підприємства та підрозділу; розроблено методичний підхід щодо формування господарського портфеля, виділення СЗГ та СОБ АТП; визначені шляхи розробки та відбору напрямків розвитку АТП в умовах ризику; удосконалено організаційну структуру АТП за рахунок реорганізації служби експлуатації та виділення в організаційній структурі АТП СОБ. RU: Диссертационная работа посвящена исследованию теоретических и методических задач формирования стратегии развития автотранспортных предприятий. Развитие автотранспортных предприятий в рыночных условиях во многом зависит от правильности установленной стратегии развития. Неоднозначность в трактовках «стратегии развития» обуславливает уточнение этого понятия. Исходя из предположения, что понятие должно отражать основные черты «стратегии» и «развития», предложено определение «стратегия развития АТП», которое также дает сведения о миссии АТП, демонстрирует коллективный способ разработки стратегии. Стратегию развития АТП разрабатывают на высшем уровне. Её успешная реализация во многом зависит от обеспечивающих стратегий, которые разрабатывают на более низких уровнях. Особенности организационной структуры управления АТП требуют уточнения состава обеспечивающих стратегий, их сущности и способа распределения между уровнями принятия стратегических решений. Решение данной задачи позволило не только установить состав и содержание каждой стратегии, но и определить их взаимосвязь и последовательность разработки. В ходе исследования обоснована последовательность формирования стратегии, которая на каждом этапе учитывает специфику деятельности АТП: при установлении миссии и построении дерева целей, при выполнении стратегического анализа, формировании сценариев развития, оценке уровня риска. При проведении стратегического анализа основное внимание уделяется формированию хозяйственного портфеля. Установлено, что хозяйственный портфель АТП следует комплектовать из числа стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и стратегических единиц бизнеса, организованных внутри предприятия для обслуживания одной или нескольких зон хозяйствования. Предлагается различать индивидуальные и коллективные СЗХ. Индивидуальная СЗХ состоит из одного перспективного клиента. Отбор таких клиентов осуществляется на основе специфических признаков и методов сравнительной комплексной оценки. Итоговую привлекательность получают путем расчета интегрального оценочного показателя. Коллективные СЗХ выделяют при помощи метода многомерной иерархической группировки. Для взвешенной оценки их привлекательности предложен перечень специфических показателей. При выделении стратегических единиц бизнеса АТП особое внимание уделено анализу стратегического потенциала и оценке позиции предприятия в конкурентной среде. Если потенциал не соответствует требованиям СЗХ, предприятие не может организовать единицу бизнеса. Анализ деятельности конкурентов помогает выявить конкурентные преимущества при обслуживании СЗХ. При комплектации хозяйственного портфеля имеет значение стадия жизненного цикла СЗХ. Сбалансированный хозяйственный портфель включ ает равномерно распределенные по стадиям жизненного цикла СЗХ. Это позволяет снизить уровень риска, обеспечивает стабильный объем прибыли, фина нсовую устойчивость АТП. Целью стратегического анализа, кроме всесторонней оценки деятельности АТП, являются стратегические рекомендации, которые служат основой разрабатываемых стратегий. Для их получения следует использовать матрицы портфельного анализа, а именно матрицу "Привлекательность СЗХ / Позиция в конкуренции". Данными для ее заполнения служат рассчитанные показатели привлекательности СЗХ и результаты оценки позиции предприятия в конкуренции при обслуживании каждой СЗХ. Стратегические рекомендации, полученные при выполнении портфельного анализа, позволяют сформулировать несколько направлений развития предприятия. Для выбора направления развития предложено использовать метод сценариев. Под сценарием развития АТП следует понимать изложение будущего состояния предприятия, обусловленного реализацией определенного набора бизнес-стратегий. Влияние разного рода факторов на результаты работы предприятия определяет варианты реализации сценария развития. Основными показателями при выборе сценария развития являются будущая прибыль и уровень риска. Будущая прибыль определяется как отдельно по каждой СЗХ, так и по АТП в целом. Для оценки уровня риска используются количественные методы оценки. Чтобы привести в соответствие организационную структуру АТП и разработанную стратегию, предложена схема реорганизации службы эксплуатации, разработана организационная структура управления стратегической единицы бизнеса и определено ее место в общей организационной структуре АТП. EN: The subject of the research is to analese theoretical and methodical problems of formation of strategy of development of the motor transportation enterprises. In dissertation the essence of concepts «strategy of development of the motor transportation enterprise», «an economic portfolio», «a strategic zone of managing» is determined and disclosed with allowance for specifities of development of the motor transportation enterprises under market conditions. The structure, name and purpose of strategy on levels of acceptance of the strategic decisions are justified. The model of strategy of development is developed which provides a consecutive choice of all complex of strategy. The methodical approach concerning formation of an economic portfolio, allocation of strategic zones of managing and strategic units of business is developed. The ways of development and selection of directions of development of the motor transportation enterprise under conditions of hazard are determined. The organizational structure of the motor transportation enterprise is advanced at the expense of reorganization of a maintenance service.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6013
Appears in Collections:2005

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Levchenko.pdf662.67 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.