Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6027
Title: Комплексне оцінювання рівня інвестиційної привабливості залізниць України
Other Titles: Комплексная оценка уровня инвестиционной привлекательности железных дорог Украины
Complex estimation of Ukrainian railway investment attractiveness level
Authors: Лоза, Світлана Петрівна
Лоза, С. П.
Loza, S. P.
Keywords: інвестиції
інвестиційна привабливість
інвестиційний проект
ефективність
реґіони
вид економічної діяльності
транспортно - дорожній комплекс
залізничний транспорт
инвестиции
инвестиционная привлекательность
инвестиционный проект
эффективность
регионы
вид экономической деятельности
транспортно - дорожный комплекс
железнодорожный транспорт
investments
investment attractiveness
investment project
effectiveness
regions
type of economic activity
transportation and traffic complex
railway transport
Issue Date: 2007
Publisher: Донецький інститут залізничного транспорту
Citation: Лоза С. П. Комплексне оцінювання рівня інвестиційної привабливості залізниць України : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.03 - економіка та управління національним господарством / Світлана Петрівна Лоза ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2007. - 23 с.
Abstract: UA: Дисертаційна робота присвячена теоретичному обґрунтуванню та розробці методичних підходів до комплексного оцінювання рівня інвестиційної привабливості залізниць України. Доведено, що інвестиційна привабливість залізниць формується під впливом чинників внутрішнього і зовнішнього середовища. Обґрунтовано доцільність залучення інвестицій у залізничні інвестиційні проекти з різних джерел фінансування у залежності від значимості проекту для держави, реґіону, міста або залізниці, сфери реалізації і розміру проекту, терміну окупності витрат, а також структури ефектів від реалізації проекту. Удосконалено механізм розподілу інвестицій між окремими об’єктами залізничного транспорту. Розроблено теоретичні положення і методичні підходи та проведено комплексне оцінювання рівня інвестиційної привабливості залізниць України. Побудована економіко-математична модель залежності інвестиційної привабливості залізниць України від основних показників їхньої діяльності. RU: Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и разработке методических подходов к комплексной оценке уровня инвестиционной привлекательности железных дорог Украины. Обосновано, что инвестиционная привлекательность железных дорог Украины формируется под влиянием факторов внутренней и внешней среды. Железнодорожный транспорт является "открытой" системой, развитие которой существенно зависит от внешней среды. Именно поэтому, при оценке уровня инвестиционной привлекательности железных дорог необходимо учитывать уровень инвестиционной привлекательности страны, территорий тяготения железных дорог, вида экономической деятельности, железнодорожного транспорта в пределах транспортно-дорожного комплекса и отдельных дорог. Инвестиционная привлекательность определяется комплексом разнообразных факторов и показателей, перечень и влияние которых отличается и изменяется в зависимости от интересов инвесторов, организационных, производственных и технико-технологических особенностей инвестированного производства, качества его экономического развития. Обобщающим критерием уровня инвестиционной привлекательности выступает интегральный показатель, который отображает комплексную характеристику объекта инвестирования относительно целесообразности, рискованности и эффективности вложения в него средств. Проведено исследование и обоснована целесообразность привлечения инвестиций в железнодорожные инвестиционные проекты из разных источников финансирования в зависимости от значения проекта для государства, региона, города или железной дороги, сферы реализации и размера проекта, срока окупаемости затрат, а также структуры эффектов от его внедрения. Обоснованы основные направления усовершенствования механизма распределения инвестиций на уровне «Укрзалізниці» и железных дорог. Для оптимизации инвестиционной программы конкретной железной дороги предложено применение модели целочисленного линейного программирования, использование которой позволяет устанавливать необходимые ограничения между двумя или несколькими переменными. Распределение инвестиций между отдельными объектами (железными дорогами или отраслевыми хозяйствами) целесообразно осуществлять на основании двух критериев: среднего индекса доходности инвестиций, вложенных в активы, и коэффициента годности основных производственных фондов этого же объекта. Разработаны теоретические положения и методические подходы, а также проведена комплексная оценка уровня инвестиционной привлекательности железных дорог Украины. Усовершенствован метод определения удельного веса аналитических и синтетических показателей при оценивании уровня инвестиционной привлекательности регионов и видов экономической деятельности, который предусматривает определение удельного веса на основе коэффициентов корреляции между выбранным показателем и объемом прямых иностранных инвестиций. Предложены методические подходы к сведению интегральных показателей уровня инвестиционной привлекательности регионов тяготения железной дороги в интегральный показатель территории тяготения данной дороги (с учетом удельного веса валовой добавленной стоимости (ВДС) регионов конкретной территории, в общей сумме ВДС этих регионов). Построена экономико-математическая модель зависимости уровня инвестиционной привлекательности железных дорог Украины от основных показателей их деятельности. Предложенная модель соответствует основным требованиям, которые предъявляются к моделям такого вида (коэффициент множественной корреляции равен 0,9738, коэффициент детерминации – 0,9483, стандартная ошибка аппроксимации – 0,0243, фактическое значение критерия Фишера – 130,621), и имеет высокую сходимость расчетных и фактических значений. Доказано, что основным направлением повышения инвестиционной привлекательности железных дорог является развитие международных транспортных коридоров, которое способствует развитию национального производства, улучшает политическое положение государства, укрепляет внешнеэкономические связи и увеличивает поступление валютных средств от осуществления транзитных перевозок и предоставления экспортных услуг. Применение предложенных в диссертации методических подходов позволяет: во-первых, выявлять наиболее привлекательные объекты для привлечения инвестиций в железнодорожные инвестиционные проекты; во- вторых, предоставляет возможность проведения комплексного мониторинга основных показателей деятельности железных дорог и, как следует, определения главных направлений их улучшения. EN: The dissertation is devoted to a problem of development of theoretical positions and methodical approaches by complex estimation of level of investment attractiveness of Ukrainian railways. It is proved, that investment attractiveness of Ukrainian railways is formed under influence of domestic and foreign factors. The expediency of attraction of investments into railway investment projects from different sources of financing is proved, depending on importance of the project for the state, region, city or the railway, sphere of realization and the size of the project, the term of an economic return, and also structure of effects which can be received as a result of realization of the project. The mechanism of distribution of investments between separate objects of railway transportation is advanced. Theoretical positions and methodical approaches are developed and the complex estimation of a level of investment appeal of railways of Ukraine is done. The economic-mathematical model of dependence of a level of investment appeal of railways of Ukraine from the basic parameters of their activity is constructed.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6027
Appears in Collections:2007

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Loza.pdf785.59 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.