Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6091
Title: Інноваційне відтворення основних фондів залізничного транспорту
Other Titles: Инновационное воспроизводство основных фондов железнодорожного транспорта
Іnnovative reproduction of capital assets of railway transport
Authors: Міщенко, Сергій Петрович
Мищенко, С. П.
Mishchenko, S. P.
Keywords: відтворення основних фондів
інноваційна діяльність
інноваційний процес
реструктуризація
конкурентоспроможність
виробничий потенціал
воспроизводство основных фондов
инновационная деятельность
инновационный процесс
реструктуризация
конкурентоспособность
производственный потенциал
reproducing of basic funds
innovational activities
innovational process
restructure
ability to competition
producing potential
Issue Date: 2009
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Міщенко С. П. Інноваційне відтворення основних фондів залізничного транспорту : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04 - економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Сергій Петрович Міщенко ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2009. - 24 с.
Abstract: UA: У дисертаційній роботі побудовано піраміду орієнтирів подальшого розвитку залізничної транспортної системи України та визначено перешкоди на шляху їх досягнення; встановлено складники конкурентоспроможності залізничного транспорту та фактори, які на них впливають; визначено фактори, що впливають на виробничий потенціал ПЗТ; викладено підхід до відтворення рухомого складу, виходячи з особливостей залізничного транспорту; означено складові процесу відтворення рухомого складу ПЗТ; досліджено існуючі моделі інноваційних процесів, удосконалено модель інноваційного процесу залізничного транспорту; розроблено методологічні засади оцінки розвиненості інноваційної складової процесу відтворення рухомого складу ПЗТ; обґрунтовано необхідність створення інноваційної системи залізничного транспорту та розкрито заходи, які уможливлюють це; обґрунтовано необхідність та означено цілі реструктуризації ПЗТ з метою інноваційного розвитку; удосконалено організаційну структуру управління інноваційною діяльністю ПЗТ та розроблено заходи комплексного розвитку інноваційної системи залізничного транспорту на галузевому та державному рівнях. RU: Диссертационная работа посвящена углублению теоретических основ организации воспроизводственного процесса предприятий железнодорожного транспорта (ПЖТ) и обоснованию научно-практических рекомендаций по реализации эффективной инновационной деятельности. Анализ состояния железнодорожного транспорта позволил определить катастрофический износ основных фондов как фактор, который снижает его конкурентоспособность. Это отрицательно влияет на производственный потенциал ПЖТ. Усовершенствовано определение сущности категории «воспроизводство подвижного состава железнодорожного транспорта», под которым понимается осуществление процессов технической поддержки, модернизации и обновления основных фондов, имеющих беспрерывный характер, осуществляемых своевременно и направляемых на достижение стратегических целей железнодорожного транспорта в условиях евроинтеграционных процессов. Розкриты факторы, влияющие на процесс воспроизводства, среди которых особое место принадлежит инновационным факторам. В состав структуры воспроизводственного процесса включены инновационная, ресурсная, инвестиционная и институциональная составляющие. В ходе исследования обосновано, что инновации на железнодорожном транспорте должны носить комплексный характер и поэтому требуют глубокого изменения в организации инновационной деятельности на уровне структурных подразделений «Укрзалізниці». Для активизации инновационной деятельности необходимо наличие обязательных факторов (интеллектуальное и информационное обеспечение, участники инновационного процесса, материально-техническое, кадровое, организационное, финансовое обеспечение), что позволят рассматривать ПЖТ как инновационные. При анализе существующих моделей инновационного процесса определены современные требования к нему. На основании этого усовершенствовано модель инновационного процесса железнодорожного транспорта, которая предусматривает конкуренцию ПЖТ за наилучшие инновационные разработки. Инновационное развитие ПЖТ предусматривает выявление первоочередности мероприятий и узких мест, которые его сдерживают. Поэтому разработан методологический подход к оценке возможности удовлетворения потребностей в воспроизводстве подвижного состава железнодорожного транспорта и расчету комплексного показателя развитости инновационной составляющей процесса воспроизводства подвижного состава ПЖТ. В условиях низкой конкурентоспособности ПЖТ и высокой скорости изменений во внешней среде реструктуризация выбрана как метод преобразований ПЖТ с целью инновационного развития. Обосновано перечень первичных и вторичных целей реструктуризации, достижение которых позволяет судить о повышении эффективности деятельности ПЖТ. Внутренними резервами инновационного развития ПЖТ определено: создание системы управления, которая бы стимулировала к инновационной деятельности; повышение заинтересованности работников в инновационном развитии предприятий; создание системы взаимосвязи между внутренними и внешними участниками инновационного процесса; обмен инновационным опытом с зарубежными ПЖТ. Достижение стратегических целей железнодорожного транспорта формирует объективные предпосылки согласования комплексных решений с возможностями их реализации и инвестиционным обеспечением. Как инструмент решения данной задачи использован программно-целевой подход. Предложено принятие на государственном и отраслевом уровне Программы комплексного развития инновационной системы железнодорожного транспорта, цель которой формирование сектора исследований и разработок, эффективной инновационной системы, которая обеспечит технико-технологическую модернизацию железнодорожного транспорта и его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках перевозок на основе передовых технологий. Предложена новая организационная структура управления и развития инновационной деятельности ПЖТ, которая отвечает таким требованиям: наличие развитой научно-исследовательской деятельности, механизма маркетингового и информационного обеспечения инновационного процесса; взаимодействие с отечественными и иностранными разработчиками новой техники и технологий; поддержка инновационной деятельности на уровне линейных предприятий, наличие конкурентной среды инновационных разработок и системы стимулирования инновационной активности персонала. EN: The thesis work is dedicated to getting a deeper development of theoretical principles in reproducing process organization of railway transport enterprises and attaching of scientific and practical propositions with regard to realization of effective innovational activity. In this thesis work the pyramid of orientation points for further development of railway transport system in Ukraine is built and the obstacles on the way to obtain these points are determined; the components of ability to competition for railway transport and factors having an influence on ones are fixed; the factors that make an influence on producing potential of railway transport enterprises ( RTE ) are determined; the approach to the reproducing of basic funds on the basis of railway transport peculiarities is represented; the components of reproducing process for basic funds of railway transport enterprises are pointed out; the existing models of innovational processes are investigated; the model of innovational process for railway transport is subjected to improvement; the methodic of the innovational component development state for the basic funds reproducing process of RTE is proposed; the necessity for innovational system creation of railway transport is well grounded and the steps make this possible are highlighted; the necessity is grounded and the aims to restructure RTE with the intentions of innovational development are pointed out; the organizational structure of RTE innovational activities management is improved and the activities for complex development of innovational system in railway transport on the branch and State levels are worked out.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6091
Appears in Collections:2009

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Mishchenko.pdf556.9 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.