Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6097
Title: Підвищення ефективності функціонування природних монополій в умовах ринку (за матеріалами залізничного транспорту)
Other Titles: Повышение эффективности функционирования естественных монополий в условиях рынка (по материалам железнодорожного транспорта)
Increasing efficiency of natural monopolies operation in conditions of market (on railway transport material)
Authors: Нікуліна, Олена Вікторівна
Никулина, Е. В.
Nikulina, Е. V.
Keywords: природна монополія
державне регулювання
конкурентне середовище
інтегровані транспортні компанії
реструктуризація
тариф
транспортно - фінансова інтеграція
естественная монополия
государственное регулирование
конкурентная среда
интегрированные транспортные компании
реструктуризация
тариф
транспортно - финансовая интеграция
natural monopoly
government regulation
competitive environment
integrated transport companies
restructuring
tariff
transport - financial integration
Issue Date: 2003
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Нікуліна О. В. Підвищення ефективності функціонування природних монополій в умовах ринку (за матеріалами залізничного транспорту) : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.07.04 - економіка транспорту і зв’язку / Олена Вікторівна Нікуліна ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2003. - 21 с.
Abstract: UA: Дисертацію присвячено теоретичному обгрунтуванню та створенню методичного підгрунтя підвищення ефективності функціонування природних монополій шляхом впровадження в їх систему конкурентного середовища і об’єднання конкуруючих суб’єктів транспортного ринку. Визначено особливості еволюційного розвитку життєвого циклу природних монополій і деталізовано їх зміст. Проаналізовано важелі регулювання функціонування природних монополій. Використано комплексний, системний підхід до створення конкурентного середовища. Обгрунтовано необхідність створення інтегрованих транспортних компаній як суб’єктів конкурентного середовища, розроблено їх класифікацію та структуру, виявлені перспективи розвитку. Розглянуто питання підтримування ефективного конкурентного середовища шляхом транспортно-фінансової інтеграції. Запропоновано методику визначення величини надбавки до тарифу за прискорення доставки вантажу.
RU: Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и созданию методической базы повышения эффективности функционирования естественных монополий путем внедрения в их систему конкурентной среды и объединения конкурирующих субъектов транспортного рынка. Выявлены тенденции развития естественных монополий в целом, и транспортных монополий в частности. На основании обобщения зарубежного опыта определены особенности эволюционного развития этапов жизненного цикла естественных монополий. Дана их качественная и количественная характеристика: возникновение естественной монополии (инфраструктура и эксплуатация являются естественномонопольной сферой); частичная потеря естественности и искусственное сдерживание монополии отрасли (эксплуатация перестает быть естественномонопольной сферой); прекращение существования естественной монополии (инфраструктура и эксплуатация становятся конкурентными сферами). Исходя из представления о жизненном цикле естественной монополии, детализировано ее содержание. Естественная монополия представлена как сфера экономической деятельности, которая характеризуется уникальностью ресурсов, технологическим обеспечением безопасности жизнедеятельности, большими капитальными вложениями и их малоэффективностью, невозможностью появления конкуренции, наличием экономии на масштабе производства. Конкретизированы приоритетные направления и определены возможные последствия влияния государственного регулирования на ЕМ. Доказана объективность его применения. Обоснована необходимость поиска дополнительных рычагов влияния на деятельность ЕМ. Применен комплексный, системный подход к созданию конкурентной среды, основанный на применении функционального принципа обслуживания, заключающегося в доставке грузов “от дверей до дверей” с целью обеспечения лучших условий для клиента. Определены стратегические направления ее создания. Выделены монопольный и потенциально конкурентный сектора. Предложены возможные пути образования и дана характеристика различных типов рыночных сред, совместимых с естественной монополией. К ним относятся: конкуренция за право доступа на инфраструктурные объекты ЕМ на условиях заключения договора, выдачи лицензий (франшиз), проведения конкурсов и тендеров; конкуренция между эксплуатационными компаниями в системе отрасли (рынки типа contestable); классическая модель монополистической конкуренции, связанная с товарами-субститутами. Доказана необходимость создания интегрированных транспортных компаний как субъектов конкурентной среды, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг за счет оптимального использования конкурентных преимуществ различных видов транспорта. В работе разработана их классификация по типам и формам организационно-функциональной интеграции. Обоснована целесообразность использования железнодорожного транспорта в качестве основы для их создания по причине наличия мощной материально-технической базы, высокого уровня информационного обеспечения и высококвалифицированного профессионального состава. В связи с этим сформулированы организационно-экономические рекомендации по проведению реструктуризации управления железнодорожной отрасли на двух уровнях: внешнем (вертикальном) и внутреннем (горизонтальном). Они предусматривают отделение функций контроля и хозяйствования, а также содержания инфрастуктуры и осуществления эксплуатационной деятельности. Выявлены возможные перспективы развития транспортных компаний. На основе проведенного анализа основных источников финансирования капитальных вложений на железнодорожном транспорте доказано, что для поддерживания эффективной конкурентной среды необходима транспортно- финансовая интеграция. С этой целью исследованы условия и факторы создания собственного банка ИТК. Среди показателей качества услуг при расчете тарифа на перевозку грузов интегрированной транспортной компанией предложено учитывать в первую очередь срок доставки грузов. Для этого установлена зависимость между изменением срока доставки груза и тарифа, на основании чего предложена методика расчета надбавки к тарифу за качество предоставляемых услуг. Исследованы возможные пути сокращения срока доставки грузов и определена максимальная его величина. Расчеты, представленные в работе, подтверждают экономическую эффективность использования предложенного подхода.
EN: The thesis is devoted to theoretical motivation and development of methodical basis of increasing efficiency of natural monopolies operation by introducing a competitive environment in the system of monopolies and by combining competitive subject of transportation market. Peculiarities of evolutionary developments of life cycle stages of natural monopolies are determined and their notion is explicated. Levers of regulation by natural monopolies are analyzed. The complex, system approach to making competitive environment is used. The necessity of integrated transport companies creation as subjects of competitive environment has been grounded, as well as revealed prospect of their development. The question of supporting an efficient competitive environment by transport-financial integration’s has been considered. The method of addition value determination to the tariff for speeding-up of cargo delivery has been offered.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6097
Appears in Collections:2003

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Nikulina.pdf228.86 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.