Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6241
Title: Удосконалення організаційної структури залізничного комплексу України в сучасних умовах
Other Titles: Усовершенствование организационной структуры железнодорожного комплекса Украины в современных условиях
Improvement of an organizational structure of the Ukrainian railway transport in the modern conditions
Authors: Кондратюк, Микола Валерійович
Кондратюк, Н. В
Kondratyuk, N. V.
Keywords: система управління економікою
організаційні форми управління
форми об’єднання підприємств
транспортно – промислова інтеграція
залізничний транспорт
система управления экономикой
организационные формы управления
формы объединений предприятий
транспортно–промышленная интеграция
железнодорожный транспорт
economics management system
organizational forms of control
forms of enterprises unions
transport and industry integration
railway transport
Issue Date: 2009
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Кондратюк М. В. Удосконалення організаційної структури залізничного комплексу України в сучасних умовах : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.03 - економіка та управління національним господарством / Микола Валерійович Кондратюк ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2009. - 22 с.
Abstract: UA: Дисертаційна робота присвячена теоретичному обґрунтуванню і розробленню практичних рекомендацій щодо удосконалення організаційної структури управління залізничним транспортом на основі формування Державного транспортно–промислово– фінансового холдингу залізничного комплексу України, в якому взаємодіють транспортні, промислові, фінансово-інвестиційні, науково-інноваційні підрозділи, а також підприємства та організації виробничої і соціальної інфраструктури, загальне керівництво здійснює Державна холдингова компанія ,,Залізничний комплекс України”. У дисертації досліджено проблеми розвитку побудови організаційної структури та системи управління залізничним транспортом України. Визначено принципові підходи до формування організаційної моделі управління залізничною галуззю; досліджені існуючі варіанти моделей управління залізничним транспортом та проаналізовано види об’єднань підприємств. Обґрунтовано необхідність та шляхи створення на базі підрозділів Укрзалізниці Державного концерну ,,Залізничні перевезення України”. RU: Диссертационная работа посвящена теоретическому обоснованию и разработке практических рекомендаций по совершенствованию структуры управления железнодорожным транспортом на основе формирования Государственного транспортно – промышленно – финансового холдинга железнодорожного комплекса Украины, в котором взаимодействуют транспортные, промышленные, финансово – инвестиционные, научно – инновационные подразделения, а также предприятия, организации производственной и социальной структуры, общее управление которыми осуществляет Государственная холдинговая компания ,,Железнодорожный комплекс Украины”. В диссертации исследованы: недостатки и проблемы развития существующей организационной системы управления железнодорожным транспортом Украины; международный опыт его развития; современные виды объединения предприятий, формы интеграции, которые непосредственно соответствуют особенностям деятельности предприятий железнодорожного транспорта Украины. Диссертационное исследование показало, что, несмотря на существующие отличия между национальными моделями управления железнодорожным транспортом, все они имеют в своей основе следующие общие фундаментальные положения своей экономической политики: - сохранение и функционирование железнодорожного комплекса как целостного субъекта национального масштаба по перевозке грузов и пассажиров; - определение возможности использования трёх форм собственности на имущество предприятий; - целесообразность государственной поддержки в виде дотаций для продолжения эксплуатации общественно важных пассажирских перевозок; - проведение процесса либерализации деятельности в рамках системы государственного управления железнодорожным транспортом. Обоснована идея усовершенствования управления сферой железнодорожных перевозок путём создания на базе железных дорог Украины – Государственного концерна ,,Железнодорожные перевозки Украины”. Под концерном понимается уставная форма объединений субъектов хозяйствования, которая создаётся с целью осуществления единого технологически неразрывного производственного процесса, внедрения совместных финансовых, технико-технологических, социальных программ и мероприятий. Концерн определяется высоким уровнем централизации функций управления и распоряжения финансовыми ресурсами. В нём предприятия - участники, сохраняя свою хозяйственную самостоятельность (право юридического лица), находятся под единым административным и финансовым контролем главного предприятия (центрального органа управления концерном), которому они передают часть своего экономического суверенитета, благодаря возможности хозяйственного взаимодействия и поддержки, использования объединённых финансовых ресурсов. Определена категория корпоратизации предприятий. В результате корпоратизации реализуется двойная цель: с одной стороны, государство через механизм использования контрольного пакета акций сохраняет возможность свого решающего влияния на деятельность государственного сектора экономики, а с другой - происходит расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, что очень важно для существования в условиях рыночной конкурентной среды, привлечения дополнительного капитала на расширение и развитие производства за счёт отечественных и иностранных инвесторов. В диссертации идею отраслевой интеграции предложено реализовать в виде Государственного транспортно–промышленно–финансового холдинга железнодорожного комплекса Украины, под которым понимается уставная форма объединения предприятий и организаций железнодорожного, промышленного, финансового, научного, социального профиля, которые сгруппированы вокруг управленческого ядра – Государственной холдинговой компании ,,Железнодорожный комплекс Украины” – с целью получения синергетического эффекта от их хозяйственного взаимодействия и комплексного использования производственных, финансово- инвестиционных, научно-инновационных и других ресурсов для обеспечения надёжной, прибыльной, конкурентоспособной деятельности отечественного железнодорожного транспорта. Функции управленческого центра отраслевого комплекса отводятся его главному предприятию – Государственной холдинговой компании ,,Железнодорожный комплекс Украины”, которая как держатель контрольного пакета акций принадлежащих ей предприятий осуществляет стратегическое управление железнодорожным транспортом Украины, а также директивное планирование работы всех участников государственного холдинга. В состав Государственного транспортно–промышленно–финансового холдинга железнодорожного комплекса Украины входят: Государственная холдинговая компания ,,Железнодорожный комплекс Украины”, Государственный концерн ,,Железнодорожные перевозки Украины”, пять новых структур, которые занимаются разными видами обеспечения и обслуживания железнодорожных перевозок, а именно: группа производственной инфраструктуры, группа промышленных предприятий железнодорожного назначения, научно–инновационная группа, финансово–инвестиционная группа, группа предприятий и организаций социальной инфраструктуры железнодорожного комплекса Украины. Формирование Государственного транспортно–промышленно–финансового холдинга железнодорожного комплекса Украины приводит к увеличению масштабов производства, увеличению концентрации и централизации капитала, что делает необходимым и возможным создание в его границах мощной научно-инновационной группы, в состав которой входят научно-исследовательские, проэктно-технологические, конструкторские организации, которые работают в сфере железнодорожного транспорта, а также научные центры, осуществляющие подготовку специалистов. Предложен методический подход к определению синергетического эффекта от создания Государственного транспортно–промышленно–финансового холдинга железнодорожного комплекса Украины, который может быть получен как сумма эффектов, возникающих в отдельных его составных элементах. EN: The thesis is devoted to theoretical grounding and development of a practical recommendations to forming of the State transport industrial and financial holding of the Ukrainian railway complex. In this complex is fulfilling an interaction between transport, industrial, financial-investment, scientifical-innovational divisions under the common directional of the State holding company ,,Railway complex of the Ukraine”. A lucks and a problems of existing management system of the Ukrainian railway transport are investigated. The characteristic outlines of a modern state of the Ukrainian railway transport are established. The principal approaches to organizational management model for railway are determined; an existing variants of such models are determined; an existing variants of such models investigated; a forms of enterprises unions are analyzed. The necessity of creation of the State business concern ,,Railway transportations of the Ukraine is grounded ”.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6241
Appears in Collections:2009

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Kondratyuk.pdf552.67 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.