Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6259
Title: Формування тарифів на автотранспортні вантажні перевезення
Other Titles: Формирование тарифов на автотранспортные грузовые перевозки
Tariffs formation for motor freight transportation
Authors: Тохтар, Тетяна Георгіївна
Тохтарь, Т. Г.
Tokhtar, T. G.
Keywords: ціна
тариф
економічна цінність
споживча цінність
тип ринку
методичний підхід
цена
тариф
экономическая ценность
потребительская ценность
тип ринка
методический подход.
price
tariff
economic value
consumer value
market type
methodic approach
Issue Date: 2008
Publisher: Харківський національний автомобільно - дорожній університет
Citation: Тохтар Т. Г. Формування тарифів на автотранспортні вантажні перевезення : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.04 - економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Тетяна Георгіївна Тохтар ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2008. - 21 с.
Abstract: UA: У дисертації розкрито сутність і зміст категорій і понять щодо ціноутворення на автомобільному транспорті. Обґрунтовано модель визначення ціни автотранспортної послуги, яка дозволяє послідовно побудувати основні етапи процесу ціноутворення з врахуванням типу ринку, встановленням співвідношення витрат підприємства й сприйманої споживачами цінності. Для ідентифікації типу ринку автотранспортних послуг удосконалено перелік характерних ознак, що дає можливість його кількісного визначення. За допомогою діаграми Чекановського розроблено методичні засади багатовимірної класифікації типів ринку за їх ознаками, які дають змогу встановити тип ринкової структури кожного сегменту ринку. Запропоновано методичні основи визначення сприйманої споживачами економічної та споживчої цінності автотранспортної послуги, які дозволяють визначити сприймані споживачами якісні характеристики послуги, враховувати їх співвідношення з рівнем цін конкурентів, а також тип ринкової структури. На підставі маркетингового підходу розроблено методичний підхід до визначення ціни автотранспортної послуги в ринкових умовах, який передбачає співвідношення сприйманої споживачами цінності послуги і типу ринку. RU: В диссертации раскрыта сущность понятий, связанных с ценообразованием на транспорте, таких как цена, ценовая политика, ценовая стратегия. Построена их иерархия. Проанализированы затратный и ценностный подходы к ценообразованию, а также получивший на их основе развитие маркетинговый подход, целью которого является получение оптимальной прибыли посредством учета затрат предприятия и ценности услуги с точки зрения потребителя. Исходя из того, что последовательность этапов ценообразования оказывает влияние на конечный результат и эффективность проведения выбранной ценовой политики, в диссертационной работе проанализирован процесс ценообразования. На основе проведенного анализа существующих моделей ценообразования, выявления их преимуществ и недостатков усовершенствована модель определения цены автотранспортной услуги, которая позволяет определить последовательность и содержание этапов процесса ценообразования с учетом типа рынка, а также установить соотношение затрат предприятия и воспринимаемой потребителями ценности услуги. Рассмотрены особенности рынка автотранспортных грузовых перевозок. Исследован процесс формирования тарифов на автотранспортные услуги на практике, который свидетельствует, что в настоящее время ценообразование на рынке автотранспортных услуг осуществляется в большинстве случаев без должного обоснования путем договорного ценообразования. В результате чего выявлена возможность решения связанных с ценообразованием проблем на автомобильном транспорте путем установления цен в зависимости от типа рынка. В диссертационном исследовании рассмотрены типы рыночной структуры. Для идентификации типа рынка автотранспортных услуг предложен перечень характерных признаков, в состав которого включены: количество предприятий, характер услуги, барьеры входа на рынок, взаимозаменяемость услуг, концентрация рынка. Необходимость количественного определения названных признаков обусловила применение следующих показателей: индекс энтропии, ценовая перекрестная эластичность, индекс Холла-Тайдмана. Установлены интервалы их изменений по типам рынка. Для количественного выражения качественного признака «барьеры входа на рынок» разработан интегральный показатель, который отображает емкость рынка, состояние рыночной инфраструктуры, капитальные затраты новых предприятий, преимущество в издержках функционирующих на данном рынке предприятий, систему лицензирования. Для установления типа рынка проведено сегментирование рынка автотранспортных грузовых перевозок Харьковской области по признаку – вид груза, в результате чего выделено 11 сегментов. Идентификация типа рынка на выделенных сегментах предполагает проведение классификации рассчитанных показателей по сегментам. В процессе анализа методов многомерной классификации выбран таксономический метод, а именно, построение диаграммы Чекановского. Таким образом, разработан методический подход к многомерной классификации типов рынка по характерным признакам, которые дают возможность установить тип рыночной структуры каждого сегмента рынка автотранспортных услуг. Применение маркетингового подхода к формированию цены на автотранспортные услуги требует определения воспринимаемой потребителями ценности. В работе проанализировано понятие «ценность», ее виды, а также методы определения. Раскрыта сущность экономической и потребительской ценности и их соотношение на разных типах рынка. Для раздельного определения экономической и потребительской ценностей предложено разделить существующие методы по видам определяемой ценности. С целью определения воспринимаемой потребителями ценности автотранспортной услуги в работе обоснованы (на основе показателей качества предложения и потребления) и получили количественное выражение следующие качественные характеристики услуги: сохранность груза, своевременность доставки, безопасность перевозок, гарантия предоставления услуг, приспособляемость к специальным требованиям потребителей, система оплаты, техническое состояние подвижного состава. В диссертации установлено, что величина разрыва между потребительской и экономической ценностью варьируется от степени совершенства рыночной структуры. Для определения потребительской ценности установлена зависимость между разрывом и параметрами рынка с помощью парной корреляции, в результате чего выявлена наибольшая зависимость разрыва и индекса энтропии. Предложен методический подход к определению воспринимаемой потребителями экономической и потребительской ценности автотранспортной услуги, который позволяет определить воспринимаемые потребителями качественные характеристики услуги с учетом их соотношения с уровнем цен конкурентов и типа рыночной структуры. С учетом маркетингового подхода в результате исследования разработан методический подход к определению цены автотранспортной услуги в рыночных условиях, учитывающий соотношение воспринимаемой потребителями ценности услуги и типа рынка. EN: The dissertation discloses the matter and the substance of the categories and the concepts related to motor transport price formation. A pricing model for motor transport services has been substantiated. The model allows to build the main stages of pricing process sequentially taking into account market type, while establishing the ratio between enterprise expenses and value perceived by consumers. The list of the characteristics for motor transport market type identification has been improved thus allowing its quantitative determination. With the help of Chekanovskuy’s diagram methodical principles of multidimensional classification of market type according to its characteristics have been developed. These methodical principles enable to determine market structure type of each market segment. A methodical basis for determination of motor transport service economic and consumer value perceived by consumers is suggested. The basis allows to identify service qualitative characteristics perceived by consumers, to consider their correlation with competitors price level and market structure type. Based on market approach a methodical approach for determining motor transport service price in the market conditions has been developed. This approach provides for the ratio between service value perceived by consumers and market type.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6259
Appears in Collections:2008

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Tokhtar.pdf611.68 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.