Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6323
Title: Розвиток наукових основ підвищення зносостійкості деталей та вузлів засобів транспорту під час ремонту
Other Titles: Развитие научных основ повышения износостойкости деталей и узлов средств транспорта при их ремонте
The Development of scientific bases of improving the durability of parts and units of vehicles during a repair
Authors: Остапчук, Віктор Миколайович
Остапчук, В. Н.
Ostapchuk, V.
Keywords: деталі та вузли засобів транспорту
експлуатаційні властивост
зносостійкість
екологічно чисті ресурсозберігаючі технології
детали и узлы средств транспорта
эксплуатационные свойства
износостойкость
экологически чистые ресурсосберегающие технологии
комплексная обработка
parts and components of vehicles
operability
durability
environmentally friendly resource-saving technologies
Issue Date: 2011
Publisher: Українська державна академія залізничного транспорту
Citation: Остапчук В. М. Розвиток наукових основ підвищення зносостійкості деталей та вузлів засобів транспорту під час ремонту : автореф. дис. ...д-ра техн. наук : 05.22.20 – експлуатація та ремонт засобів транспорту / Віктор Миколайович Остапчук ; Укр. держ. акад. залізн. трансп. - Харків, 2011. - 42 с.
Abstract: UA: Дисертація присвячена проблемам підвищення зносостійкості деталей та вузлів засобів транспорту. У роботі удосконалені існуючі та розроблені нові науково-технологічні засоби реновації поверхні деталей. На основі аналізу апріорної інформації та експериментально-теоретичних досліджень встановлені чинники, що визначають характер та величину зносу робочих поверхонь деталей. Розроблена модель технологічного процесу визначення ресурсу деталей та вузлів, яка враховує умови їх експлуатації та методи відновлення. Визначені найефективніші технологічні рішення щодо відновлення ресурсу зношених деталей та вузлів з урахуванням величини та виду зносу. На основі теоретичних і експериментальних досліджень визначені шляхи підвищення зносостійкості деталей з урахуванням видів матеріалів, умов експлуатації і ремонту. Економічна ефективність запропонованих підходів доведена результатами експлуатаційних випробувань, та досвідом впроваджень у виробництво. RU: Диссертация посвящена повышению износостойкости деталей и узлов средств транспорта при их ремонте путем усовершенствования и разработки новых научно-технологических средств реновации их поверхности. В работе на основе анализа априорной информации, экспериментально-теоретических исследований установлена динамика выхода из строя деталей и узлов средств транспорта и выявлена зависимость между величиной износа деталей средств транспорта и технологическими методами восстановления их работоспособности. В современных условиях, требующих экономии, на предприятиях, эксплуатирующих средства транспорта, все большую актуальность приобретают вопросы восстановления изношенных деталей вместо закупки новых, поскольку проведение ремонтных работ часто экономически выгоднее их замены. С учетом большого количества номенклатуры изношенных деталей средств транспорта до настоящего времени не существует единого подхода к восстановлению не только их геометрических размеров, но и качества их рабочих поверхностей. Это требует научно-обоснованного подхода к развитию основ повышения износостойкости деталей и узлов средств транспорта при их ремонте. Разработана модель повышения износостойкости деталей средств транспорта при их ремонте, которая отображает процесс влияния технологических параметров (температура, концентрация и время) на величину износа и обеспечивает определение рациональных параметров технологического процесса, которые обеспечивают повышение долговечности подвижного состава. Была разработана комплексная технология восстановления, которая включает в себя технологию нанесения покрытий с дальнейшей термообработкой. Разработан состав материала режущего инструмента для устранения дефектов на изношенных рабочих поверхностях деталей и разработан материал для электроискрового легирования. В работе разработан общий методологический подход направленного выбора технологии восстановления деталей средств транспорта при их ремонте и модель технологического процесса восстановления работоспособности изношенных деталей средств транспорта с учетом величины и видов износа. Рассмотрены вопросы повышения эффективной работы технологических систем разборки деталей подвижного состава с оптимизацией часовых технологических цепочек и установлена взаимосвязь технологических показателей на разных этапах жизненного цикла изделий. С учетом условий эксплуатации разработаны рациональные параметры новых энергоресурсосберегающих экологически чистых технологических процессов, которые дают возможность не только обеспечивать повышенную износостойкость деталей после их восстановления, но и сократить количество технологических операций при их ремонте. На основании исследований рассмотрено влияние тепловых процессов, происходящих на поверхности деталей при их ремонте, и на этой основе разработана математическая модель технологического процесса восстановления заданных эксплуатационных свойств. Разработанный системный подход к выбору технологий восстановления деталей и узлов средств транспорта может быть рекомендован для внедрения на предприятия транспортного машиностроения EN: The thesis is devoted to problems of wear resistance of parts and joints of vehicles In this work, the existing means had been improved and the new scientific and technological means of details’ surface recovery had been developed. Based on analysis of a priori information and experimental and theoretical studies the factors that determine the nature and degree of wear of working surfaces of parts had been identified. The model of technological process of estimation of parts’ and units’ endurance refer to conditions of their operational use and recovery methods had been developed. The most effective technological solutions for lifespan recovery of used parts and components which regard the size and type of wearing had been specified. Based on theoretical and experimental studies the ways to improve the durability refer to the types of materials, operational and repair conditions, had been determined. The economical efficiency of proposed approaches had been proven by operational test results, and installation experience.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6323
Appears in Collections:2011

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_Ostapchuk.pdf828.3 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.