Please use this identifier to cite or link to this item: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6425
Title: Механизм электрокоррозии бетона железобетонных конструкций в сложных условиях эксплуатации
Other Titles: The electrocorrosion mechanism of concrete of reinforced concrete structures in severe conditions
Authors: Борзяк, Ольга Сергеевна
Borzyak, O.S.
Keywords: каменные, бетонные и железобетонные конструкции
обводнение
электрокоррозия
токи утечки и блуждающие токи
разрушение
восстановление
диагностика
прогнозирование
stony, concrete, reinforced and concrete constructions
watering
electrocorrosion
leakage currents and stray currents
destruction
recovery and protecting
diagnosis
prognosis
Issue Date: 2010
Publisher: Украинская государственная академия железнодорожного транспорта
Citation: Борзяк О.С. Механизм электрокоррозии бетона железобетонных конструкций в сложных условиях эксплуатации : дис. ...канд. техн. наук : 05.23.05 - строительные материалы и изделия / Ольга Сергеевна Борзяк ; науч. рук. Плугин А. Н. ; Укр. гос. акад. ж.-д. трансп. - Харьков, 2010. - 226 с. - Библиогр. : с. 210-226.
Abstract: RU: Борзяк О.С. Механизм электрокоррозии бетона железобетонных конструкций в сложных условиях эксплуатации.- Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.23.05 - строительные материалы и изделия.- Украинская госу-дарственная академия железнодорожного транспорта, Харьков, 2010. Диссертация посвящена актуальной теме – разработке представлений о реаль-ном механизме электрокоррозии обводненного бетона в железобетонных конст-рукциях на электрифицированном постоянным током транспорте с учетом элек-троповерхностных свойств, явлений, процессов и взаимодействий в бетоне как ди-сперсной системе и использованию этих представлений для повышения долговеч-ности бетонных, каменных и железобетонных конструкций. Выполнен аналитический обзор и анализ существующих теоретических и экс-периментальных исследований, направленных на выявление механизмов воздейст-вия блуждающих токов и токов утечки на железобетонные конструкции. Анализ показал, что имеющиеся представления о механизме электрокоррозии железобе-тонных конструкций в условиях обводнения и токов утечки (сложные условия экс-плуатации) не в полной мере соответствуют действительному. Разработаны представления о механизме электрокоррозии бетона в бетонных и железобетонных конструкциях, в основе которого лежат уменьшение прочности за счет разрушения электрогетерогенных контактов (ЭГК) при растворении порт-ландита и возникновение электрогомогенных контактов (ЭГомК), вызывающих ра-стягивающие напряжения в цементном камне, а также процессы выноса продуктов растворения из бетона в воду, с которой он контактирует, под влиянием электриче-ского поля токов утечки. При этом уточнены ранее разработанная количественная теория прочности цементного камня и соответствующее уравнение прочности, ос-нованные на учете электрогетерогенных контактов как носителях прочности це-ментного камня и бетона. Процесс растворения портландита рассмотрен с соответствующими схемами и уравнениями как результат действия сил латерального электроповерхностного от-талкивания потенциалопределяющих ионов Са2+ в их ДЭС при уменьшении рН, дальнейший процесс выноса осуществляется за счет направленного электро-миграционного перемещения катионов Са2+. Разработано уравнение стационарного потока растворяющихся продуктов гидратации на основе равенства сил электромиграционного давления и вязкостно-го трения в капилляре, решение которого позволило вывести выражение времени, за которое будут вынесены ионы из пор и капилляров бетона за пределы защитно-го слоя. Результаты расчета по этому выражению совпали с реальными сроками службы обводненных конструкций. Представлены результаты комплексных лабораторных исследований, в том числе физико-химических, подтверждающих научную гипотезу о механизме элек-трокоррозии бетона. Установлен механизм и разработаны физико-математические модели воздействия внешнего электрического поля на фазовый состав цементного камня, прочность и безнапорную водопроницаемость бетона. Разработаны схемы протекания токов утечки с рельсов в конструкции соору-жений и выноса продуктов гидратации в воду, с которой контактирует бетон, ко-торые могут быть использованы при оценке электрокоррозионной опасности дру-гих сооружений, распространенных на железных дорогах. Разработаны предложения по совершенствованию нормативных документов по защите от электрокоррозии проектируемых бетонных и железобетонных конст-рукций. Результаты исследований использованы при разработке и внедрении но-вых материалов и технологий для защиты от электрокоррозии, восстановлении и усилении аварийных конструкций и сооружений (водопропускных труб, мостовых опор). Разработанная в работе методика использована при определении электро-коррозионного состояния бетонных конструкций. Теоретическое обоснование и разработка физико-математических моделей электрокоррозии и изменения во времени свойств материалов и конструкций от нее позволит в составе обследований мостов, тоннелей и других железнодорожных сооружений прогнозировать их фактическую долговечность. EN: Borzyak O.S. The electrocorrosion mechanism of concrete of reinforced concrete structures in severe conditions. – Manuscript. The thesis for the candidate of technical sciences degree by specialty 05.23.05 – building materials and products. - Ukrainian State Academy of Railway Transport, Kharkov, 2010. The thesis is devoted to the actual topic - the development of notions about the real mechanism of electrocorrosion of a watered concrete in reinforced concrete structures on electrified by the direct current transport based on the concepts of electrosurface proper-ties, phenomena, processes and interactions in disperse systems and using of these ideas to improve the durability of concrete, stony and concrete structures. The notions of the mechanism of electrocorrosion of concrete in concrete and rein-forced concrete structures are developed. The equation of a stationary flow of dissolving hydration products on the basis of an equality of forces of electromigration pressure and viscous friction in a capillary are developed. The mechanism is developed, physical and mathematical models of the external electric field on a phase composition of cement, strength and a non-pressure water permeability of concrete, are worked out. The schemes of a flow of a leakage current from rails in constructions of buildings and a carry-over of hydration products into the water, which contacts with the concrete, are worked out. These schemes can be used in assessing of the electrocorrosion risk of an other structures, widespread on railways. The results of the research are used in the development and introduction of new ma-terials and technologies protecting against electrocorrosion, restore, and a reinforcement of emergency constructions and structures. Developed in the work methodology used in determining of electrocorrosion state the prediction of an actual durability of concrete constructions.
URI: http://lib.kart.edu.ua/handle/123456789/6425
Appears in Collections:2010

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
dis_Borzyak.pdf539.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.